В качестве рабочих люльки могут оказаться рабочие, имеющие различные профессии и квалификации, пользующиеся люлькой как дополнительным оборудованием при выполнении трудовых функций
Для наглядности приведём примеры, где востребованны умения рабочих люльки и знания работ на высоте:
- монтажники рекламных баннеров;
- электрики, производящие замену ламп в светильниках городского освещения;
- монтажники и ремонтники линий электропередач (или электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий 4-го разряда)
- маляры, отделочники, штукатуры, строители, а так же слесари, работники логистических складов, крупных сетевых магазинов (из люльки подъёмников ножничного типа, раскладывающие товар на стеллажах), работники занимающиеся озеленением города, подрезкой деревьев, наружными клининговыми работами высотных зданий (например, мойка окон), другие рабочие, у которых существует риск падения при выполнении трудовых функций.
- Меры по предупреждению аварий во избежание несчастных случаев трудовое законодательство возлагает на работодателя и, следовательно, это становится основной заботой и «головной болью» специалистов по охране труда на предприятии.
- Отсутствие в квалификационном справочнике или профстандарте на сегодняшний момент «рабочего люльки», как профессии, вовсе не освобождает от ответственности администрацию объекта или предприятия, независимо от формы собственности. Отмена 37 приказа Ростехнадзора только усложнила ситуацию, потому как подъёмники, как опасные производственные объекты, оборудованные люльками для подъёма и перемещения людей, продолжают существовать. И ввиду технического прогресса высота подъёма люльки только увеличивается и вряд ли будет снижаться.
- В рассматриваемых нами ситуациях важно и то, что, во-первых, рабочие при выполнении трудовых действий находятся в люльке и, во-вторых, то, что эта люлька располагается на подъёмнике (вышке).
- Следовательно, будем рассматривать нормативные правовые акты, которые устанавливают требования при выполнении тех или иных видов работ (работы на высоте, работы с дополнительным оборудованием в нашем случае в люльках и т.д.)
- Перед этим предварительно важно обратить внимание на следующие нормативные тонкости:
- 1) что в подпунктах «б» и «в» пункта 150 «Федеральных нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения"», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533, читаем: «Эксплуатирующие организации обязаны обеспечить содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта.
- 2) что при обучении на вид работ «рабочий люльки подъемника (вышки)» предусмотрена итоговая аттестация с выдачей удостоверения, а значит у учебного комбината - соответственно должна быть лицензия на право ведения образовательной деятельности.
- 3) что до настоящего времени остаётся в действии, утверждённая Минэнерго РФ в конце 2003 года программа обучения для подготовки на курсах целевого назначения рабочих люльки, находящихся на подъемнике (вышке).
- 4) что имеет статус действующего документа и «Типовая инструкция по безопасному ведению работ для рабочих люльки, находящихся на подъемнике. РД 10-198-98», которая утверждена Постановлением Госгортехнадзора РФ (теперь это Ростехнадзор) №21 в апреле.1998. В пункте 1.2 инструкции изложена аналогичная норма об обучении, аттестации и получении удостоверения в установленном порядке для допуска к работам и выполнения обязанностей рабочих люльки. Несмотря на то, что на типовую инструкцию нельзя ссылаться при разрешении споров в судебном порядке и применения санкций (так как не проходила соответствующую государственную регистрацию в Минюсте), она может быть использована в качестве основы для локального документа, в части, не противоречащей требованиям действующего законодательства.
- Вышеперечисленных аргументов достаточно. Известно, что трудовая инспекция всё больше уделяет внимания соблюдению законодательства в области охраны труда, рассматривая нормативные документы комплексно и, в случае выявления недостатков в смежных областях (электробезопасность, пожарная безопасность, промышленная безопасность), обязана сообщить в надзорный орган, регулирующий данные вопросы. Специалисты ОК, ОТ и ОТи3 служб, делают общее дело на предприятии и заинтересованы в исключении ситуаций, приводящих к нервным срывам, объяснениям с надзорными (и/или следственными органами), привлечению к административной либо уголовной ответственности, а, значит, точно могут убедить руководителя предприятия в разумности и своевременности обучения работников.